Как обучаются животные?

В своей книге «Человек в животном» Норберт Заксер рассказывает о мышлении животных.

Под обучением понимается овладение новыми поведенческими реакциями. Самая изученная форма – ассоциативное обучение. При нем формируются связи между незначимым раздражителем и поощрением или наказанием. Так животных учат, какие раздражители важны, к каким последствиям приводит определенное поведение.

Как обучаются животные?

Наиболее распространенная форма – создание условных рефлекторных связей (по теории И. П. Павлова). Почти все стимулы окружающей среды способны стать раздражителями и сформировать условные рефлексы. У многих животных они вырабатываются в ответ на запах.

Рефлексы можно вызвать не только поощрениями, но и наказаниями. Если собака получит по лапе, она опустит ее. Если сопровождать процесс звуком, она начнет опускать лапу только на звук, действие не будет нужно.

Животные способны дифференцировать стимулы. Их реакция становится сильнее с приближением к точному значению стимула. Например, собака Павлова различает частоту звука.

Как обучаются животные?

Карл фон Фриш установил, что пчелы различают цвета. Сироп, поданный в стеклянном блюдце, стоящем на желтом картоне, они почти сразу приняли за еду. У пчел закрепилась связь. Потом они не выбирали блюдца на синем, фиолетовом и зеленом картоне. Если условный рефлекс привязывался к синему цвету, насекомые принимали за еду емкости именно на этой подставке. Карл фон Фриш опроверг мнение о том, что пчелы – дальтоники.

Было установлено, что у золотых рыбок есть слух. Они не реагируют только на свист. Если в это врем кормить рыбок, со временем они начнут подплывать только на свист.

Условные рефлексы распространяются на весь животный мир. Ситуации, когда животные пользуются зрительным обманом в целях защиты, тоже основаны на ассоциативном обучении. Например, если птица пару раз отравится яркой бабочкой, то она в дальнейшем будет избегать всех бабочек этой окраски, даже не ядовитых видов. Поэтому животные имитируют опасных двойников и так обманывают врагов.

Как обучаются животные?

В ассоциативном обучении есть оперантный условный рефлекс. Животных учат тому, что при совершении случайного действия его поощряют и так можно добиться цели. Беррес Фредерик Скиннер исследовал крыс и голубей. Он помещал животное в ящик. При совершении случайного действия существо получало поощрение в виде корма. Сначала животные бегают, осматривают обстановку. Случайно нажимают на рычаг и получают корм. Они запоминают эту связь и потом специально давят на рычаг. Между действием и поощрением должно пройти не более 8 секунд, иначе успех обучения сократится.

Но иногда ассоциации устанавливаются и через продолжительное время. Животные обучаются и тому, каких опасных стимулов им следует избегать.

Оперантные рефлексы – важная составляющая жизни зверей. Они помогают искать пищу, следовать социальным правилам, осваивать новые зоны обитания.

Как обучаются животные?

Сложилось мнение, что животные обучаются только посредством привыкания и условных рефлексов. Дональд Гриффин заявил, что некоторые животные думают, у них есть своеобразное сознание. Ученые начали исследовать мыслительные способности зверей.

В последние десятилетия активно изучается сознание животных. Ученые подтверждают, что разные виды могут совершать разумные поступки.

Все исследователи животного поведения уверены, что есть животные с высокоразвитым мозгом. Это хищные млекопитающие, обезьяны, киты, слоны. Их можно обучить, используя разумное планирование. Они способны оценить обстановку, мысленно составить план действий и только потом осуществить их на практике.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий